Женщина в христианстве.

Каково отношение к женщине в христианстве?

Каждый современный человек знает. что в христианской религии не существует равноправия полов.Священником может быть только мужчина. (Кроме некоторых направлений протестантизма). Женщина не имеет права проповедовать,обязана в храме покрывать голову. Кроме того, согласно христианской традиции, именно муж является главой семьи. Попробуем разобраться в данной проблеме, исходя из основного христианского первоисточника- текста Библии. Давайте попробуем понять, чем же определяется сущность женщины с христианской точки зрения?

Почему библейский рассказ важен для современного человека?

В христианской традиции рассказ о сотворении мира и человека, сотворении Евы из ребра Адама содержится в самом начале книги Бытия. Этот рассказ дает ответы на главные вопросы человеческого существования. Он повествует о причинах страданий и смерти, о цели человеческого пути. Большое место занимает повествование о различии мужчины и женщины,их роли семье и обществе. Это и вопросы о причинах подчиненного положения женщины и болезненных родах, которые не встречаются ни у одного вида живых существ.

Для христианина библейский рассказ имеет огромное значение. Потому что для религиозного мышления любое событие в настоящем является лишь отголоском. Это воспроизведение того, что произошло «во время оно». Поэтому без знания Истории современному человеку не понять себя и не найти свое место в мире.

Библейская история близка и понятна даже неверующему человеку. Ведь обыкновенная семидневная неделя является не чем иным , как повторением рассказа о сотворении мира. Человек взял в в свой образ жизни повествование о том,как Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой день «почил от всех дел Своих» (быт 2:3).

Первая заповедь.

Согласно библейскому рассказу, Бог сотворил мир в шесть этапов, циклов. О земных днях говорить мы не можем. Ведь сама земля была сотворена лишь на третий день. Отметим,что человек появляется на свет только в конце творения (на шестой день). Все в мире было для него уже приготовлено. Бог создал человека по «образу своему» (быт 1:27), поэтому человек-венец творения, и выше него в мире ничего нет, весь мир был сотворен лишь ради человека и без него не имеет цены.

Исключительное положение человека закрепляется и первой заповедью, которую Бог дал людям.

«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями], и над птицами небесными,  [и над всяким скотом, и над всею землею]»(Быт1:28).

Почему нехорошо быть человеку одному?

Пол с рождения разъединяет людей, но лишь для того, чтобы потом на протяжении всей жизни соединять их. притягивая друг к другу. Два пола являются двумя полюсами, и в этом залог того, что человек никогда не успокоится. Ведь в мире всегда найдется его противоположный полюс- то, что приводит в движение и чему нельзя относится равнодушно.

Давайте вернемся к книге Бытия. В ее первой главе говорится, что человек был сотворен мужчиной и женщиной.(Быт 1:27). Вторая глава как бы повторяет рассказ первой. Но в ней космический масштаб повествования сменяется человеческим. В ней описывается , как сотворение мира увидел бы сам человек.

Адам был создан из праха земного, когда еще не было райского сада и дождь не проливался на землю. Лишь потом Бог насадил  «рай в Эдеме … и поместил там человека…» (Быт 2:8), чтобы возделывать его и хранить его»(Быт 2:15). Именно мужчине, когда женщины еще не было, дается заповедь: » От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания  добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него , смертью умрешь»(Быт 2:16-17).

С появление Адама вроде бы творение завершается, по крайней мере он не чувствует, что ему плохо,чего-то недостает. Он слишком пассивен. И тогда Бог говорит: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2:18).Кто этот помощник? Ведь это не тот, кто может просто помочь в намеченных делах. Вся проблема была в том, что человек не видел этих не сделанных дел, он был всем доволен.

Поэтому-то ему и нужен был помощник, с которым он сам стал бы другим- активным и деятельным, с которым в человеческий мир вошло бы начало движения и творчества.

Сотворение Евы.Что означает фраза » ребро Адама»?

В том,что Бог сотворил Еву из ребра Адама представительницы прекрасного пола часто усматривают что-то обидное или даже оскорбительное для себя. Однако разберемся по-порядку, правильно ли понимает современный человек смысл библейского рассказа.

Прежде чем дать Адаму помощника, Бог решает его самого подготовить к новому способу бытия. Для этого Бог приводит к нему всех зверей и птиц, чтобы посмотреть, как человек их назовет.

В древности дать имя означало во-первых, определить сущность, природу того, кому дается имя, а во-вторых проявить верховенство. Адам дал имена всем животным, но помощника, подобного себе не нашел. Это значит, что человек не узнал себя ни в одном из животных. Он понял, кем не является, и это было началом самопознания без которого невозможно определить предназначение в Божием мире. Только  после подготовки и опыта познания самого себя Бог создает ему помощника. Об этом повествует рассказ о сотворении Евы из ребра Адама, рассказ, который допускает самые различные толкования.

Спор феминисток и некоторых мужчин о сотворении Евы.

Например, некоторые феминистки утверждают, что мужчина — не более чем полуфабрикат. Бог использовал его для создания совершенного существа — женщины. Существует и другая точка зрения, что женщина — человек второго сорта. она просто помогает мужчине, чем и исчерпывается ее природа. Заметим, что, в отличии от мужчины, женщина была создана в цветущем Саду, собой она завершает творение и поистине является райским созданием. 

Это, на первый взгляд, подтверждает позицию феминисток. Но в то же время женщина создана именно как помощник мужчине, что, казалось бы, говорит в пользу противников феминисток. Как к этому спору отнестись с христианской точки зрения? 

О двух сторонах человеческой природы.

Христианская традиция не приемлет оба этих радикальных мнения. Женщина-  помощник мужчины, но помощник «не подчиненный, не подходящий, но соответствующий, включенный в насущный диалог»(Кураев А.В., диак. Мужчина и женщина в книге Бытия.)

Можно сказать, что первоначально Бог создал две стороны единой человеческой природы- «женство» и «мужество», которые были равны по своей природе, но не тождественны.В еврейском языке слово «ребро» (цела) означает также и «грань», «сторона». Д. В. Щедровицкий в своем «Введении в Ветхий Завет» приводит примеры употребления в Библии слова «цела». Это окраина горы, сторона скинии, алтаря, ковчега Завета, подпора стен храма. Таким образом, женщина-это грань человеческого бытия (эмоционально-чувственная, иррациональная), которая была отнята у Адама, чтобы пробудить в нем способность к желаниям, творчеству, единению в любви.

Рассказ о грехопадении.

Итак, женщина и мужчина изначально были сотворены равными. Откуда же тогда возникло подчиненное положение женщины в обществе и семье? Каковы причины сегодняшних проблем женщины? На этот вопрос отвечает библейский рассказ о грехопадении.

Вслед за многими авторами , толковавшими это место Библии, отметим, что в решающий момент искушения змеем, Ева оказывается одна, без мужа. И в этой разъединенности есть условие греха.Отсутствие Адама, можно понимать как духовное, психическое отсутствие, отсутствие в сознании Евы.Существуют также аллегорические толкования, в которых «женщина» понимается как, эмоциональная сторона человека, действовавшая при грехопадении независимо от разумной и волевой стороны (традиционно символизирующей мужское начало.  

Роковая встреча.

Существует немало версий, объясняющих разъединенность Адама и Евы. Например, согласно одной из них Адам в это время путешествовал по миру. Ведь человек должен был обследовать то,над чем он получил власть. Согласно другой версии, Адам был удовлетворен и спал А в Еве, напротив, начался подъем активности, связанный с зарождением новой жизни.  У беременной женщины организм перестраивается на новый лад , меняется психология и сознание. Поэтому понятно, почему у первой женщины возник вопрос, что с ней происходит, и почему она пошла с этим вопросом к дереву познания. А там ее уже поджидал змей.

Грехопадение началось с того, что Ева вступила в диалог со змеем. И в этом диалоге каждое слово по сути являлось словом лжи, то есть искажало и переворачивало изначальный взгляд Евы на Бога и мир.

Что такое «древо в раю»

Во-первых, слова заповеди  «не вкушай от древа» Ева заменяет словами «не вкушай плода от древа». Таким образом, в своем сознании она уже отделила плод от древа.Христианская традиция «всякое древо в раю» понимает как всякое творение бога,через которое человек способен приблизиться к творцу и познать божественное могущество. Во всех культурах мира дерево является мировой осью, соединяющий человеческий мир (землю) с миром божественным (с небом). Поэтому заповедь «вкушай от всякого древа» следует понимать так: «чрез посредство всех творений возвысься ко Мне-Творцу». (Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры»). Ведь истинной пищей для человека и  является  Богообщение. Отделив плод от дерева, Ева отделила мир от Бога, сотворенные вещи от их Творца. Тем самым положив начало «изгнанию» Бога из человеческого мира. 

Во-вторых, Ева к словам Бога «не вкушайте» прибавляет еще и «не прикасайтесь». Она не понимает смысла запрета ( не вкушать, пока человек внутренне не будет готов к этому), выставляя как условие вечной жизни внешнее, механическое действие («не прикасайтесь»). Но так как женщина уже видела змея, который касался древа и не умер, то ей легко было поверить искусителю и нарушить заповедь.

Змей рассказывает женщине, что дает вкушение плода от древа познания.

«Откроются глаза ваши, и вы будете , как боги, знающие добро и зло» (быт 3:5). Условием грехопадения  является потеря монотеистического представления о боге. В ходе диалога со змеем женщина Единого Бога поставила в ряд с многими богами, многими владыками. Ева забыла о Боге, как раньше забыла о своем муже. Перед поеданием запретного плода у женщины уже было изменившееся зрение. Она священное древо приравняло к обычному плодовому дереву. » И увидела жена, что дерево хорошо для пищи…» (Быт 3:6). Это был первый шаг человека к бездуховности, к профанации всего священного и к возвышению материальных ценностей.

И вот женщина подошла к древу, «…взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3:6). Что же изменилось после этого в мире?

Самым главным и трагическим изменением было то, что в мир вошла смерть. Нет, человек не умер мгновенно, сразу после нарушения заповеди. Но его связь с Источником жизни- с Богом, была роковым образом повреждена. А вслед за человеком и все, находящееся в его подчинении (растения, животные и даже земля), также стало причастно к смерти.

Грех Адама  и Евы проявляется как сознательное и умышленное противопоставление себя Богу.

Первые люди решили поставить себя на место Бога. Захотели сами определять, что есть добро, а что — зло. Адам и Ева захотели сами распоряжаться собой по собственному произволу, приняв свое мнение за мерило и отказавшись зависеть от Того, Кто их сотворил. Поэтому изгнание из рая выглядит  не как наказание, а скорее как утверждение собственного решения человека, который бежал от Бога.

Тройное наказание Евы.

Обратимся теперь к тому, какое наказание дает Бог людям. Нам прежде всего важно наказание женщины.

Во-первых, она как и мужчина Обязана трудиться: » в поте лица твоего будешь есть хлеб»(Быт 3:19). Во-вторых , женщине даются болезненные роды.Они воспринимаются верующими людьми как искупительное страдание. И , в-третьих, подчиненное положение жены.

Грехопадение стало причиной разрыва между человеком и Богом. Оно же внесло разрыв и внутрь человеческой семьи. Он находит свое выражение в установлении подчиненного положения женщины. Заметим, что имя Ева Адам дает жене только после грехопадения и этим проявляет свое верховенство. Прежде он не мог и не имел права дать ей имя, поскольку они были равными. 

Христианское достоинство женщины.

Освящение женщины произошло в тот день, когда Мария родила Спасителя человечества-Иисуса Христа.

Отныне женщина становится сотрудницей в деле церкви. Для нее открывается существование духовного материнства. Теперь она не обязательно должна становиться женой и матерью , чтобы исполнить свое призвание. В самом глубинном смысле отношения между мужем и женой в христианстве строятся по образу взаимоотношений Христа и Церкви. Отсюда и зависимость жены от мужа. По порядку творения » не муж от жены, но жена от мужа» (1 Кор 11:8). Зависимость эта выражается в двух правилах поведения женщины при богослужении. Она обязана покрывать голову, и не должна «говорить» (то есть учить) в храме. (1 Кор 14:34). Таким образом , разделение на два пола упраздняется только в плане веры. «Нет мужского пола, ни женского: ибо все одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28). в жизни разделение сохраняется и в конкретном бытии Церкви неизбежно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *